Аборт в контексте права на жизнь
Украина, как и большинство стран Европы, на протяжении длительного времени переживает демографический кризис. Возрождение населения обеспечивается только наполовину, его общее количество постепенно уменьшается. Такое положение вещей одновременно является и духовно–моральной проблемой, и ставит реальную угрозу национальным интересам и безопасности государства. Одной из основных причин демографического кризиса является то, что в Украине в среднем половина беременностей заканчиваются абортами — убийством нерождённых детей в лоне матери.
Также стоит отметить то, что каждая пятая семейная пара в Украине является бесплодной, и причиной бесплодия в 60% случаях является осложнение после аборта. Аборт — один из самых злободневных вопросов современной общественной жизни. В споре об абортах принимают участие два определенных лагеря.
Противники легализации абортов выдвигают свои аргументы на основании принципов религиозной морали, заключающихся в том, что аборт — прекращение жизни зародыша — является убийством нерожденного ребёнка, нарушением шестой заповеди Закона Божия: “Не убей”.
Сторонники разрешения абортов считают, что каждой женщине должен быть дан свободный выбор — делать или не делать аборт. Действующее украинское законодательство предусматривает, что каждая женщина имеет абсолютное право на аборт на протяжении первых 12 недель беременности и с некоторыми ограничениями — до 22 недель.
Существует много причин, которыми можно объяснить возникновение проблемы абортов, но самой главной из них является мировоззренческий кризис, и, как его последствие, — смена приоритетов человеческой жизни. На протяжении всей истории украинскому народу были присущи семейные ценности, а создание семьи, рождение и достойное воспитание детей признавались самыми важными обязанностями человека.
Теперь в противовес этим ценностям пришли другие — материальное благополучие и свобода самореализации. Если раньше в обществе права человека неразрывно связывались с обязанностями, то теперь мы видим, что для большинства эта связь утрачена, а приобретение тех или иных прав стало не способом, а целью существования личности.
Проблема абортов неразрывно связана с кризисом в семье, поскольку чаще всего мотивом аборта является желание не создавать себе социальных проблем. Семья — это природный и первичный институт общества, который базируется на добровольно заключённом союзе мужчины и женщины. Семья играет исключительную роль в деле воспитания человека и становления здорового и полноценного общества.
В случае деградации семьи как социального института, обязательно состоится и деградация украинского общества, и всего государства в целом. В споре об абортах главную роль играет момент возникновения права на жизнь, поскольку определение момента в полной мере урегулирует проблему аборта. С точки зрения медицины жизнь начинается с момента зачатия, который даёт начало внутриутробному развитию человека.
Считается, что “неродившийся и родившийся ребенок — это только стадии развития одного и того же человека. Следовательно, к неродившемуся ребенку допустимо относиться как к естественной фазе развития человека, которая начинается во внутриутробный период и заканчивается достижением совершеннолетия”.
У исследователей проблемы возникновения момента права на жизнь различные взгляды на её решение, но современная медицинская наука свидетельствует о том, что именно в момент зачатия, когда женская половая клетка сливается с мужской — возникает новая клетка (диплоидная зигота — клетка, которая является одноклеточным организмом нового дочернего поколения) с полным набором хромосом.
И всё, что человек имеет после рождения (пол, лицо, волосы, группа крови), всё это содержится в данной клетке. Именно создание новой клетки и является моментом, с которого начинают отсчёт биологические часы отдельного человека. Далее начинается развитие того, что заложено, а сама клетка не изменяется. Морально–этическую проблему возникновения права на жизнь обосновывает Христианская Церковь.
Согласно этому, жизнь человека — это дар Божий. И именно этот дар человек получает в момент своего “одухотворения”. Международно–правовые и межрегиональные акты не освещают вопрос временных критериев появления права того или иного субъекта на жизнь. Хотя некоторые документы в определённой степени защищают права ребёнка, который не родился. В Преамбуле “Конвенции о правах ребенка” говорится: “Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения”.
Преамбулой устанавливается, что ребенком является не только рожденное человеческое существо, но и находящееся в утробе матери. Человек зачатый и человек родившийся — это один и тот же человек, в своем развитии прошедший две стадии. Декларация прав ребенка, принятая ООН 20.11.1959 года, провозглашая принцип: “Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход…”, — закрепляет положение о том, что ребенок признается таковым и до родов.
Поэтому, на основании всего вышесказанного стоит сделать вывод о том, что право на аборт не является великим завоеванием человечества, но для того, чтобы его запретить, необходимо учесть все негативные последствия, которые повлечёт за собой этот запрет. Необходимо социально–экономическое, воспитательное, этическое, нравственное воздействие на ситуацию. Выступления же против легализации абортов объективно направлены на вытеснение их в подполье и, следовательно, увеличение женской заболеваемости и смертности.
Дмитрий Мельник
Из материалов І Международной студенческой научной конференции “От гражданского общества — к правовому государству”
http://www.kharkivoda.gov.ua
0 comments:
Post a Comment